По давнишней просьбе Winanta выкладываю интервью Марины Кузиной, напечатанное в одном из выпусков "Планеты Баскетбол". До перехода в "Динамо" карьера у Кузиной как-то не складывалась. Считаясь в последние годы одной из лучших высокорослых молодых баскетболисток страны, она никак не могла в полной мере реализовать свой недюжинный потенциал. В первой профессиональной команде, оренбургской «Надежде», Марина не справилась с проблемами переходного периода. Пойдя затем на повышение в екатеринбургский УГМК, Кузина попросту затерялась среди россыпи иностранных звезд.
Нет, Марина Кузина не считает прошедшие годы своей карьеры потерянным временем. Но факт остается фактом, этот сезон в «Динамо» подарил нам совсем другую Кузину - раскрепощенную, уверенную в себе и повзрослевшую. Неслучайно она была одной из лучших во время январского сбора национальной команды в Видном, заявив о себе как об игроке основного состава.
Взросление в УГМК
- До столичного «Динамо» Вы провели два сезона в екатеринбургском УГМК. Насколько довольны этим периодом вашей карьеры?
- Если брать в целом, то довольна. Тяжело было покидать команду. Такого отношения ко мне, да и вообще к игрокам, как в УГМК, я еще нигде не видела. Все делается для команды, все желания игроков выполняются. Руководство клуба а этом смысле просто золотое. В этом отношении два года в Екатеринбурге похожи на сказку.
- Сказка сказкой, но в УГМК вам так и не удалось по-настоящему заиграть. Как считаете, почему?
- УГМК - это команда для сильных и опытных баскетболисток, для тех, кто уже чего-то добился в своей карьере. Когда я туда пришла, таким игроком не являлась и уступала девочкам во многих компонентах. Потому и сидела на скамейке, имела мало игрового времени. Конечно, я не мирилась с таким положением - работала, пыталась показать максимум того, что умею, на играх и тренировках, но... Видимо, тренеры считали, что этого недостаточно.
- Особенно во времена французского наставника УГМК Лорана Буффара, который больше доверял соотечественнице Сандрим Груда...
- С Буффаром у нас отношения не сложились, это факт. Я его не понимала. Чужая душа - потемки, а тренерская - тем более. Увы, мы так и не нашли общего языка. Что же касается Груды и того, что Буффар якобы защищал ее интересы, - все это домыслы. Я стремилась играть в свой баскетбол, не в такой, как француженка. А у тренера было право выбирать, что ему больше необходимо. Вот и все.
- Когда вы поняли, что остаться в Екатеринбурге уже не получится?
- В прошлом сезоне перед Новым годом. К тому моменту прошло уже достаточно матчей, а я почти не играла. Тренер выпускал меня только тогда, когда команда вела с приличным отрывом. Я старалась, выкладывалась, пыталась показать Буффару, что мне можно доверять, я ничего не испорчу. Однако тренер думал по-другому. Поначалу я реагировала очень эмоционально, но потом поняла, что это бессмысленно. В конце сезона решила, что нужно уходить. Я понимала, что играть в УГМК у Буффара не буду, а второй год засиживаться на скамейке - это самоубийство какое-то... Решила, что нужно искать новую команду. Как я сейчас понимаю, это был правильный выбор. Вы не представляете, насколько ощущения человека, который стабильно играет, отличаются от ощущений того, кто сидит на скамейке. Я сама этого не представляла, пока не пережила. Сейчас в "Динамо" ты приходишь после матча и чувствуешь себя отлично от того, что твоя команда победила, а у тебя пропотела майка. Ты со спокойной совестью идешь восстанавливаться и отдыхать. В УГМК такого не было.
- Будь у вас возможность повернуть время вспять, Вы бы отказались от варианта с УГМК?
- Знаете, я поступила бы точно так же. Сейчас я понимаю, что это, возможно, был преждевременный шаг - перейти в УГМК. Но я авантюристка, мне нравится испытывать себя, нравится, когда открываются новые возможности. Я не зацикливаюсь на мысли о том, что в предыдущей команде не получала игрового времени. В любом случае, время в УГМК я провела с пользой для своего развития. Мне довелось поиграть в действительно большой команде, я стала более мужественной, научилась сдерживать свои эмоции, смотреть на происходящее со стороны. В общем, эти два года пошли мне на пользу. Когда ты работаешь с такими сильными игроками, как в УГМК, с одними из лучших в мире, ты каждый день учишься чему-то новому. Как игрок, я серьезно повзрослела в Екатеринбурге.
Спасибо за олимпийскую бронзу
- В прошедшем году, несмотря на нехватку игрового времени в клубе, Вы вошли в состав сборной России и пополнили свою коллекцию наград бронзовой медалью пекинской Олимпиады...
- За это отдельное спасибо прежнему главному тренеру команды Игорю Грудину и президенту РФБ Сергею Чернову. Руководители сборной поддержали меня в непростой период, оказали доверие. От выступления за сборную и самой Олимпиады осталась куча впечатлений. Это был настоящий праздник. Во время матчей национальной команды в Пекине захватывали такие эмоции, такой патриотизм, что не передать словами!
- По мнению большинства специалистов, нашей команде было вполне по силам выиграть эту Олимпиаду, если бы не отставание в физподготовке. Вы согласны, как Вам показалось изнутри?
— Мне трудно судить об этом, ведь я играла в Пекине совсем немного. Но могу сказать, что русские всегда брали в большей степени умом и самоотверженностью, чем чем-то другим. На Олимпиаде мы так и играли. Нельзя сказать, что сборной не хватило знания комбинаций или самоотдачи, - все боролись, бились, убивались. Да, физическое отставание от некоторых команд ощущалось. Но я не считаю, что мы как-то катастрофически отставали в этом компоненте.
- Вы довольны олимпийской бронзой?
- Конечно! Я считаю, есть только две медали - золотая и бронзовая. Второе место удовлетворения не приносит. В голове все равно вертится мысль: можно было выиграть золото, а ты проиграл. Поэтому я довольна раскладом. Мне вообще трудно найти что-то отрицательное в том, что происходило в Пекине. Конечно, от золота никто бы не отказался, но я-то знаю, что каждая девочка в команде отдала этой бронзе вое свои силы. Стыдиться нам нечего.
- Теперь в сборной новый главный тренер, Валерий Тихоненко. Какие впечатления от общения с ним и первого сбора национальной команды, прошедшего в первых числах января в подмосковном Видном?
- Атмосфера в Видном была очень необычной. Наверное, потому, что этот сбор состоялся прямо посередине сезона и я увидела так много новых лиц, молодых игроков. Все было легко и позитивно, абсолютно никакого негатива. При этом мы очень хорошо потрудились. Генеральный менеджер Шабтай Генрихович Калманович пригласил на наш сбор иностранных специалистов, с которыми было очень интересно работать. Что же касается Валерия Алексеевича, то могу сказать, что ом всем понравился. Мы как бы присматривались друг к другу: он - к девчонкам, девчонки - к нему. Все понимают, что главная работа будет впереди, перед чемпионатом Европы. Тихоненко уже сказал, что гонять нас будет как надо... (Смеется.) Но мы готовы к работе. Времени на подготовку остается мало, и нам надо будет использовать его максимально эффективно.
- А не сложно ли было после Нового года - да сразу на сбор, в работу с головой? Может, у вас на эти праздники были совсем другие планы...
- Никаких сложностей. В первых числах января я все равно должна была выйти из отпуска, у «Динамо» проходил сбор в Словакии. А мероприятий на праздники я никаких не планировала. Баскетболистам а этом смысле вообще не разгуляться. Можно планировать только на один из трех летних месяцев, а все остальное время занято работой - тренировки, матчи, сборы. И вообще, я давно поняла: если что-нибудь себе запланируешь, это никогда не сбудется. Не знаю, закон это подлости или истины...
Возвращение в Москву
- Давайте о «Динамо» поговорим. Прошлый сезон команда, прямо скажем, провалила. Вы не сомневались, когда Вас туда приглашали? Были ли у вас другие стоящие варианты - в одной из команд большой тройки или за границей?
- Варианты такие были. Но я хотела играть и не могла позволить себе провести еще один сезон в запасе. Мне предложили достойный контракт в «Динамо», создали хорошие условия, и я согласилась. На прошлый же сезон клуба внимания не обращала. Какой смысл? Я знала, что команда у нас будет довольно сильная и заиграем мы уже совсем по-другому.
- Так и получилось - «Динамо» сейчас на ходу. Однако в турнирной таблице национального чемпионата команда все равно уступает клубам большой тройки. Вас это не смущает?
- В клубе реально смотрят на вещи. Всем известно, как команда выступила в прошлом сезоне, и все понимают, что даже третье место мы можем занять только при хорошем раскладе. Но для меня это не проблема. Мяч, как говорится, круглый, случиться может всякое. Я совсем не думаю о том, что у нас мало шансов выиграть медали. Предпочитаю думать о том, что мы можем выиграть Кубок Европы. Вот это действительно интересная цель.
- С нынешним главным тренером клуба Натальей Хейковой Вы были знакомы еще по работе в сборной России. Насколько Вам сейчас это помогает?
- Это, конечно, помогает. Но я уверена, что, даже если бы мы не были знакомы, никаких проблем у нас не возникло бы. Хейкова сама по себе очень коммуникабельная женщина, других таких я не знаю. Знает, что сказать, когда сказать и зачем, - она очень хороший психолог. Я обрадовалась, когда узнала, что Наталья будет тренировать «Динамо». Мне очень важно, что у нас есть полное понимание - и в том, что касается работы, и во всем остальном.
- В смысле?
- Например, я обожаю, когда Наталья смеется. Это так заразительно, такие хорошие эмоции... Ты тоже начинаешь смеяться, и остановиться невозможно. Есть другие, конечно, моменты... Сложно все описать. Могу сказать, что Наталья смогла найти ко мне подход, что было очень важно. Ведь я непростой человек, и не у всех тренеров получалось до меня достучаться.
- Что вы имеете в виду, когда говорите о себе «непростой человек»?
- Ну, сейчас-то я уже попроще... (Смеется.) Интересная перемена произошла. Такое впечатление, что вернувшись в Москву у меня мозги встали на место. Раньше я была очень конфликтная, все воспринимала о штыки и не справлялась со своими эмоциями. Говорила что хотела, могла обидеть человека, даже не понимая этого. Возможно, потому, что в 18 лет я уехала в Оренбург и надо мной не было никакого контроля, я воспитывала себя сама. В таком возрасте не очень хорошо понимаешь, что не все люди желают тебе счастья. Придерживаешься глупых детских правил. Всех слушаешь, всему веришь, и в голове полный кавардак. Все это, наверное, было заметно со стороны... Я благодарна тем людям, кто, несмотря ни на что, поддерживал меня. Например, это Александр Ковалев, который тренировал меня в Оренбурге. Сейчас у нас с ним замечательные отношения, мы лучшие друзья, а когда-то были трения... Многое изменилось во мне с тех пор. Можно сказать, я начала свою баскетбольную карьеру с чистого листа. Моя жизнь перевернулась.
- И действительно, судя по вашей сегодняшний игре, за какие-то полгода Вы сделали серьезный шаг вперед. В чем причина такого взлета?
- Сложно сказать. Видимо, все сошлось: я повзрослела, команда у нас хорошая, с тренером никаких проблем. Помогло возвращение в родной город, где рядом папа, мама, друзья. Вы не представляете, как я скучала по столице те пять лет, что играла на Урале. Такая ностальгия! Я мечтала увидеть, как в Москве выпадает первый снег.
- Увидели?
- Да, в этом году - да. Я довольна и до сих пор не могу насладиться своим пребыванием в родном городе. Не могу привыкнуть к тому, что за полчаса можно добраться до мамы и папы, что все мои друзья могут приезжать ко мне хоть каждый день. Сейчас у меня настолько все хорошо... Я обрела свою семью, своих друзей, играю в замечательной команде, в которой мне доверяют и надеются на меня. А главное - что есть к чему стремиться. Верю, что дальше будет еще лучше. Все, что сейчас со мной происходит, - это только начало.