ЕСТЬ! 1984 год. Париж. Франция – Испания 2:0
Говорят, что в прежние времена и воздух был чище, и трава зеленее, и вода прозрачнее. Многие согласны, что -- и футбол лучше.
Все крупнейшие футбольные турниры 80-х годов – это не чемпионаты, а – сказки. И пусть не со счастливым концом, пусть в них не побеждали самые яркие и самые зрелищные команды, но ведь они играли на этих турнирах. И как играли! И мы захлебывались от наслаждения, наблюдая за бразильцами и французами в 82 году, датчанами и советскими футболистами в 1986-м. Насколько же беден был бы футбол, не будь этих сборных, пусть ничего и не выигравших!
Турниры 80-х - это команды гениев и гениальные команды. Французы во главе с Платини, аргентинцы и Марадона, ничего не выигравшие бразильцы с Зико, Сократесом и Фалькао. И – Дания Зеппа Пионтека, Италия Энцо Беарзорта, СССР Валерия Лобановского.
Подумать только – четверть века прошло с того момента, как мы прилипали к экранам, чтобы проглотить кусок самого яркого, самого прекрасного из всех чемпионатов Европы по футболу.
Тогда советские телезрители увидели всего три матча: полуфиналы и финал. Черненко футбол не любил, наша сборная на чемпионат не попала, и вроде как бы и ни к чему... Но спасибо и за эти три матча!
«Они были самим футболом»
Так сказал о сборной Дании 1986 года испанский нападающий Эмилио Бутрагеньо. На чемпионате мира в Мексике жребий свёл его команду с удивительной дружиной Зеппа Пионтека. Датчане должны были выиграть. Тот же Бутрагеньо вспоминает, что создавалось впечатление – Элкъяер может забить в любую минуту…
Лидер сборной Дании Пребен Элкъяер-Ларсен – один из самых недооценённых игроков 80-х. Вторые, третьи места в опросе за звание лучшего игрока Европы – это, конечно, не то, чего заслуживал своей игрой Пребен. Да и сборная заслуживала больше. Может, Пребена не оценили по достоинству, потому что Дания в его эпоху так ничего и не выиграла? Но Элкъяер стал чемпионом Италии. Даже нет – он сделал «Верону» чемпионом Италии. Первый и последний раз в её истории. Как бы вам объяснить, что значит «Верона» -- чемпион… Ну это как наш «Рубин» стал первым в России.
«Верона» -- это не «Ювентус» с Платини, Бонеком и кучей итальянских сборников. Не «Милан», не «Интер»… Это Ханс-Петер Бригель, Элкъяер и по большому счёту всё. Точнее: Элькьер и Бригель -- для "Вероны" это -- все. Особенно Элкьяер. Потому что таких, как Бригель, было немало. Может, эти хавбеки уступли немцу в мастерстве, но они -- были. А вот другого такого, как Элкьяер, форварда, не было.
Вот что писал об Элкьяере обозреватель еженедельника «Футбол-Хоккей» Виктор Царев:
«Я обратил, внимание на то, что у этого удивительного форварда в момент приема мяча нога всегда ближе к опекуну, а мяч всегда на дальней от защитника ноге, и, следовательно, отбор мяча приходится вести с нарушением правил. Непринужденные развороты в обе стороны, чаще всего с применением финта, позволяют ему легко уходить от опекуна».
Добавим, что Виктор Царев – защитник московского «Динамо» и сборной СССР, заслуженный мастер спорта, обладатель Кубка Европы 1960 года.
Защитникам он казался огромным, хотя на самом деле гренадерским ростом датчанин не отличался. Просто в нем было столько силы, что поставь перед Элкьяером кирпичную стену – прорвется и сквозь нее. И при этом что-нибудь скажет. Ругаться на чужих защитников Элкьяер был горазд.
Он забивал много. С добивания, с пасов партнеров, с пенальти. Но его голы – это пронестись с мячом из глубины поля, смести подвернувшегося на пути соперника и вколотить мяч в сетку. Он совершенно не обращал внимания на цеплявшихся за мяч защитников. Они пытались выбить кожаную сферу – тут же нога Элкьяера возвращала ее своему хозяину. А защитников – словно и не было. Так он забивал бельгийцам на чемпионате Европы 1984 года, так он забивал шотландцам на мировом первенстве двумя годами позже, так он забивал «Ювентусу» в чемпионате Италии. Защитник «Юве» вообще подкатил сзади так, словно хотел оторвать ногу. Но Элкьяер словно не заметил ни подката, ни защитника.
Только уже после гола все, в том числе, и сам Пребен, увидели, что датчанин без бутсы.
В этом – весь Элькьяер.
Вообще, до 81-го года на Данию как на серьёзную команду в Европе никто не смотрел. Да, был обладатель «Золотого мяча» 77-го года Алан Симонсен, ну и что дальше? А дальше – в Дании появился немецкий специалист Зепп Пионтек, команда стала играть по схеме 3-5-2, и оказалось, что Арнесен, Лербю, Ольсены, Берггрен, Буск, Баструп и всё те же Элкъяер с Симонсеном могут порвать кого угодно. Дёрнули же они Италию в отборочном турнире чемпионата мира 82-го 3:1. А к чемпионату Европы 84 года появился ещё и юный Микаэль Лаудруп.
Недостатков у Дании было два. Первый – вратари. Голкиперы Квист, Кьяер, Расмуссен и Хёг не годились в подмётки пришедшему слишком поздной для той сборной Дании – в 1988 году Шмейхелю. И это при том что и сам Петер Шмейхель – голкипер чуть выше среднего по меркам мирового класса.
Второй -- датчане заигрывались. Они никогда не играли, на результат, они никогда не играли от обороны. Если бы они, дважды ведя с испанцами в матчах на чемпионате мира и европейском первенстве 1:0 сыграли бы по счёту, кто бы тогда в итоге оказался первым. Но тогда это была бы уже не та сборная Дании, чьей игрой восхищались все. А та сборная Дании не могла оказаться первой, когда прагматизм выходил в моду в футболе. Поэтому чемпионат мира 82-го выиграли итальянцы, а в финале в 82 и 86 годах играли немцы.
Вернёмся к 1/8 финала чемпионата мира 1986 года. Испанцы, участники того матча, сами до сих пор удивляются, что остановили такую команду. И как остановили – 5:1! Хотя что там говорить -- после нелепого первого гола (Дания вела 1:0) в обороне датчан начался бардак и проходной двор.
Мы не могли поверить своим глазам. Да нет, это Дания в красных футболках! Это они выигрывают. Но нет. Так датчане выигрывать не могли. Не красиво это было. Это словно запинать ногами поскользнувшегося противника.
После яркого, но трагически закончившегося выступления на чемпионате мира в Мексике 1986 года, сборная Дании резко сдала. Помню в замечательном еженедельнике «Футбол-Хоккей» заголовок в небольшой корреспонденции, посвященной датскому футболу – «Уплывает качество». Команде, которая всего год назад могла забить играючи шесть мячей уругвайцам (аргентинцы на пути к своему чемпионству прошли их в 1/8 финала всего 1:0), которая в отборе на мексиканский чемпионат накидала четыре мяча в ворота сборной СССР, вдруг стало тяжело забить даже один гол. На чемпионат Европы 1988 года Дания попала, но групповой турнир она закончила, забив всего четыре мяча. После первенства многие ведущие игроки, которым тогда было 30 с небольшим, ушли из сборной. В том числе Элкъяер, всю свою карьеру не расстававшийся с любимой привычкой – курением. Тогда у него выходило в день по пачке сигарет.
Его комбинации с партнерами вошли в учебники футбола.
Взлёт поколения Элкъяера оказался коротким. «Датского динамита» -- так называли эту команду – хватило всего два турнира, чемпионат Европы 1984 и чемпионат мира 1986 годов. Но, знаете, если кто-нибудь из нас видел падающую звезду, то впечатления об этом останутся одними из самых ярких в нашей жизни.
Чемпион без характера
В отличие от датчан, сборной Франции удалось завоевать титул. Обыграв 2:0 в финале испанцев, в свою очередь, прошедших по пенальти датчан, они стали чемпионами Европы 1984 года. Великолепная команда, трагически проигравшая в полуфинале чемпионата мира 1982-го по пенальти немцам, могла и не оклематься от той неудачи. Неудачи, лишившей французов «золота» (с итальянцами в финале они, скорее всего, разобрались бы).
Платини и товарищи стали панически бояться бить пенальти. В полуфинале чемпионата Европы с португальцами это чувствовалось – игроки так нервничали, что, не забей Платини решающий мяч, дело дошло бы до психоза.
Просто та сборная Франции была сколь великолепная в игре (Тигана, Жиресс, Лякомб, Фернандес, Аморо, Баттистон, Босси -- каждый из них хоть немного был гением, а Платини – это даже не обсуждается), столь неустойчива она была психологически. В упомянутом матче с немцами 82-го года французы вели 3:1, но расслабились, пропустили два гола и уступили по пенальти.
Матч открытия чемпионата Европы-84 свёл французов с теми самыми датчанами. Поединок двух фантастических команд получился нетипичным для обеих сборных. Было много борьбы и мало мысли. Ле Ру сломал ногу Симонсену и получил красную карточку. Платини съел Клаус Берггреен (правда не до конца – раз Мишель всё-таки вырвался до опеки и забил единственный мяч в мачте). Лидер французов потом жаловался на игру датчанина в своей книге, назвав того «Громадной газонокосилкой».
Между тем на кого в пору было жаловаться нынешнему президенту УЕФА, так это на себя. Платини, так и другой великий игрок того времени, бразилец Зико – белый Пеле, как его называли, -- были нытиками.
Вот свидетельство бразильского писателя и журналиста Роберто Друммонда из беседы с советским журналистом Сергеем Свистуновым: “Жалобы Зико? Слушайте, да ведь Зико - лирик футбола. Практикует сонетно-элегический стиль. Он позволяет на себя охотиться. Его сбивают, и он плачет. Вы что думаете, Пеле не били по ногам, не норовили поломать лодыжки? Однако же он был реалистом, не спускал грубости никому. Попробуй-ка его задень - он потом улучшит момент, и снесет обидчика как паровой каток. Пеле “убивал”.
Может, поэтому Франция с Платини ничего, кроме Евро-84 и не выиграла, а Бразилия не победила на чемпионате мира 82 года? Из-за того, что эти сборные не сумели выиграть главные турниры десятилетия, игроком номер один 80-х признали Марадону. Аргентинец, сделавший свою сборную сильнейшей на планете в 1986 году, не просто забивал голы руками (за сборную и «Барселону»), а отрабатывал этот приём на тренировках.